
В этом есть, конечно, определенная ирония. Виртуоз это же доблестный или даже добродетельный. Коннотаций тут множество, и древнеримская патриархальная virtus совокупность идеальных качеств человека и гражданина, и христианская добродетель как упрямое стремление к нравственному совершенству, и ренессансная virtu отважная самореализация благородной души в этом мире; этимологически тут рядом еще vir (муж, мужчина), семантически vis (сила).
А теперь мы преспокойно зовем виртуозностью послушную, сухую беглость пианиста, играющего трансцендентные этюды Листа. Или, того хлеще, способность певца или певицы щебетать и разливаться руладами. С тяжеловесно-торжественным, как рыцарские латы, звучанием слова доблесть это как-то не вяжется. А добродетель Ну вот Вагнер теоретизировал, что музыка она женщина, и притом достигает полной индивидуальности только в тот момент, когда отдается. Соответственно, разные национальные школы оперной музыки разные женщины. И по поводу итальянской музыки со всеми ее колоратурами автор Кольца прямо совсем не стесняется в выражениях: Итальянская оперная музыка очень удачно названа проституткой. Она интересуется только собой, никогда не приносит себя в жертву, кроме тех случаев, когда сама хочет получить наслаждение или доход; и в таком случае она предлагает чужому пользованию только часть своего существа, которой распоряжается легко, ибо эта часть стала предметом ее произвола. Вот вам и добродетель. . kommersant.ru
2018-4-13 08:00