Новости


Снова всегда // Как Чарли Кауфман сводит все концы со всеми началами

«Думаю, как все закончить» Чарли Кауфмана — один из лучших в истории кино хоррор-ромкомов, меланхолический триллер о знакомстве с родителями, квантовый театр абсурда, солипсический трактат, роуд-муви о том, что будет раньше — отчаяние или счастливый конец и как туда добраться сквозь весь этот холод и лед, да еще чтобы мороженое не растаяло.

Один настойчивый старик // Как Клинт Иствуд закончил свою версию «12 разгневанных мужчин»

«Присяжный номер два» — завещание 94-летнего Клинта Иствуда, решившего напоследок напомнить зрителю, что вообще-то в этом мире все предельно однозначно. Убийству нет оправданий, убийца должен сидеть в тюрьме.

Нас возвышающий финал // Как Илья Авербах находил гармонию в окружающей нелепости

В этом году исполнилось 90 лет со дня рождения Ильи Авербаха — центральной фигуры «ленинградской школы» позднесоветского кино, режиссера, умевшего найти прекрасную композицию в печальном хаосе и рассказывавшего истории с не очень счастливым, но дающим надежду концом.

Конец историй // 10 видов финалов в кино

Есть такая школа мысли, согласно которой, хорошему фильму нужны не девушка и пистолет, а хорошие начало и конец. И последнее важнее первого, ведь именно финал формирует отношение к увиденному. Неуместным многоточием или чересчур словоохотливым объяснением были убиты тысячи фильмов.

«В русской литературе финалом по большей части является тоска» // Любовь Аркус о том, что делает финалы великими

Любовь Аркус — не только киновед, основательница журнала «Сеанс» и режиссер, снявшая фильмы «Антон тут рядом», «Кто тебя победил никто» и «Балабанов. Колокольня. Реквием», но и выдающийся педагог. Год назад «Сеанс» открыл школу кураторов и сценаристов, которая только что объявила второй набор, но и до появления школы как институции Аркус преподавала почти всю жизнь — во всяком случае через «Сеанс» прошло не одно поколение российских кинокритиков.

Открытый тупик // Как Хамфри Богарт превращал любой финал в хеппи-энд

Один из ранних фильмов Богарта назывался «Тупик» — Богарт, которому на этой неделе исполнилось 125 лет, чаще всего изображал на экране разнообразные тупиковые ветви мужского характера и стиля. Его актерское величие, считает Максим Семеляк, заключалось в той убедительной легкости, с которой он выдавал эти тупики за хеппи-энды.

Приговорный процесс // Нитрам: история самого массового убийства в Австралии

В прокат выходит Нитрам, прошлогодний каннский конкурсант, предыстория массового убийства, случившегося в Порт-Артуре в 1996году. Исполнитель главной роли Калеб Лэндри Джонс получил в Канне актерский приз, но это не единственный повод посмотреть мрачную картину, снятую австралийцем Джастином Курзелем.

Все молчат, а молчание лучший союзник насилия // Иван Петухов о своих Сестрах, первом российском постхорроре

В прокат выходят Сестры Ивана Петухова. Его героиня Аня (Ирина Старшенбаум) живет с мужем Андреем (Никита Ефремов) в типичной новостройке одного из провинциальных российских городов. Внешне это обыкновенная счастливая семья, но для героини она буквально превратилась в тюрьму, из которой нет выхода: муж запирает ее в квартире после попытки побега и контролирует каждое ее действие.

Принуждение к смеху // Как серьезные режиссеры снимали комедии

Чем солидней автор, чем серьезней его взгляд на мир, тем отчаянней ему нужна возможность переключиться, и комедия романтическая, сюрреалистическая или черная всегда давала такую возможность и Хичкоку, и Годару, и Кубрику, и Триеру.

Вестерн не ждет перемен // Умереть за доллар: классика как из 1950-х

В прокат вышел новый фильм Уолтера Хилла. С помощью нескольких прекрасных актеров классик снял образцовый вестерн пятидесятых, в котором герои Кристофа Вальца и Уиллема Дэфо никак не могут убить друг друга, а главной в итоге оказывается девушка.

Многие из нас как будто мысленно живут где-то еще // Игорь Поплаухин о своем фильме про Янку Дягилеву

На фестивале КАРО. Арт пройдет московская премьера фильма На тебе сошелся клином белый свет Игоря Поплаухина, рассказывающего о последнем дне Янки Дягилевой. Поплаухин, получивший за свою короткометражку Календарь приз в Канне и выигравший Гран-при Кинотавра, дебютировал с фильмом-трипом, где нет сюжета, перепутано время, зато есть героиня, которая разговаривает с близкими и призраками и блуждает по дачной местности перед тем, как навсегда исчезнуть в весеннем сибирском лесу.

Игра недоверия // Советские детективы как кино морального беспокойства

Когда смотришь советские кинодетективы спустя десятилетия после их выхода, видно, что этот жанр нес в себе какую-то неразрешимую проблему. Обилие его образцов череда провалов. Иногда по-настоящему талантливых, иногда обладающих курьезной привлекательностью, но почти всегда чрезвычайно нелепых.

Москва мобильная // Синдром жизни: Светлана Немоляева в фильме Марии Шалаевой

На сервисе Kion выходит Синдром жизни Марии Шалаевой скромный, снятый на мобильный телефон дебют актрисы в качестве режиссера, который не стоит пропускать хотя бы из-за великолепных главных женских ролей.

Трэш, китч и драйв // Анна Толстова об Иване Горшкове и фильме Шоу всего

Этой весной кинопрограмма Музея современного искусства Гараж, Garage Screen, выпускает в ограниченный прокат документальный фильм о воронежском художнике Иване Горшкове Шоу всего режиссера Максима Ищенко.

Щербинка ребенка // Белфаст: Кеннет Брана против всего плохого

В российский прокат должен был выйти, но не выйдет Белфаст, второй за месяц после экранизации романа Агаты Кристи Смерть на Ниле фильм Кеннета Браны, достойного звания мультиинструменталиста или многостаночника.

Быть красным медведем // Я краснею: история супергероини, которая любила бойз-бенды

В российский прокат должен был выйти, но не выйдет новый мультфильм студии Pixar Я краснею история о том, что быть собой в общем-то любому по силам, но что, если попробовать быть радикально другим. Это целый видеокурс, причем в отличие от многих прочих видеокурсов еще и увлекательный.

Все о чужой матери // Новый Педро Альмодовар: привычно раскованный, непривычно серьезный

В прокат выходит 23-й полнометражный фильм Педро Альмодовара, за который Пенелопа Крус получила Кубок Вольпи как лучшая актриса Венеции-2021. В новом фильме испанского классика к фирменной гендерной путанице неожиданно прибавлена политическая повестка.

Антропология контекста // Политика памяти и забвения в Бабьем Яре Сергея Лозницы

В ограниченный прокат вышел монтажный фильм Сергея Лозницы Бабий Яр. Контекст. В фильме собрано множество уникальной хроники, в том числе любительских немецких съемок оккупированных территорий, и разнородность исходных материалов фантастическая удача этого самого аналитичного из всех архивных фильмов режиссера.

По кладменским местам // Обходные пути: Москва глазами закладчика

Обходные пути хроника скучных будней наркокурьера и самый необычный портрет Москвы в истории кино. Снявшая его Екатерина Селенкина, выпускница Московской школы нового кино, выиграла премию Недели кинокритики Венецианского фестиваля как лучший молодой режиссер.

Это меня вымотало, съело, сожрало, выплюнуло, пережевало и заморозило // Иван Янковский о роли Анатолия Карпова в фильме Чемпион мира

30декабря на экраны выйдет новогодний российский блокбастер Чемпион мира Алексея Сидорова (Бригада, Т-34) о знаменитом шахматном поединке между Анатолием Карповым (Иван Янковский) и Виктором Корчным (Константин Хабенский), состоявшемся в 1978году.

Дело рук утопающей // Незнакомая дочь: режиссерский дебют Мэгги Джилленхол

В последний день года Netflix выпускает Незнакомую дочь режиссерский дебют актрисы и номинантки на премию Оскар Мэгги Джилленхол. За адаптацию романа Елены Ферранте Джилленхол получила приз за лучший сценарий в Венеции, но фильм оказался значительно беднее литературного первоисточника.

Глазами клона // Лебединая песня: Махершала Али и мир будущего

На Apple TV+ вышла Лебединая песня, дебютный минималистичный сай-фай Бенджамина Клири (Оскар за короткометражный фильм Заика) с Махершалой Али в двух главных ролях смертельно больного дизайнера и его здорового клона.

Чудо в овечьей шкуре // Василий Степанов о фильме Агнец, сказочном хорроре про человека-овцу

Несмотря на московский локдаун, в прокат вышел дебютный фильм исландца Вальдимара Йоханссона Агнец, получивший спецприз за оригинальность в Каннском конкурсе Особый взгляд и отправившийся от Исландии на соискание Оскара.

Что смотреть на Большом фестивале мультфильмов // Выбор Weekend

28 октября в онлайн-формате стартовал юбилейный, 15-йБольшой фестиваль мультфильмов запланированные показы в московских кинозалах перенеслись на начало декабря. В программе БФМ-онлайн более 300работ со всего мира.

Поезд с двумя неизвестными // Купе номер6 как финский взгляд на русские 90-е

В прокат выходит фильм Купе номер6 Юхо Куосманена, получивший гран-при жюри Каннского кинофестиваля и выдвинутый от Финляндии на премию Оскар. Это финский взгляд на Россию конца 1990-х, в котором нежность и отвращение переплавляются в настоящую любовь, из которой, впрочем, не может выйти ничего ни плохого, ни хорошего.

Секс и саспенс в Белграде // Дунай Любови Мульменко, поляроидный снимок докарантинной эпохи

В ограниченный прокат вышел фильм Дунай режиссерский дебют одной из самых востребованных российских сценаристок Любови Мульменко (Купе номер6, Верность). Дунай прикидывается историей любви, а на самом деле рассказывает о драме современного человека, который пытается заполнить внутреннюю пустоту выдуманными событиями.

Вход в сероту // Ксения Рождественская о фильме Герда, который удивил Гаспара Ноэ

После премьер в Локарно (приз за лучшую женскую роль дебютантке Анастасии Красовской) и на Кинотавре (специальный диплом жюри) в прокат выходит фильм Натальи Кудряшовой Герда двухчасовой трип по серым будням и неоновым ночам студентки соцфака, подрабатывающей в стрип-клубе.

Хиппи энд // Василий Корецкий о Криптополисе

В прокат выходит рисованный мультфильм Дэша Шоу и Джейн Самборски Криптополис совершенно отвязная фантазия на тему жизни сказочных существ среди людей в американские 1960-е.

Как перестать быть вежливым и полюбить безумное порно // Ксения Рождественская о реконструкции непристойности в фильме Раду Жуде Безумное кино для взрослых

До российских экранов не без проблем добрался победитель Берлинского кинофестиваля фильм-провокация Раду Жуде Безумное кино для взрослых. Прокатчики не смогли оставить оригинальное название Неуместный трах, или Безумное порно, а режиссеру пришлось самому отцензурировать собственный фильм, чтобы он мог получить прокатное удостоверение в России.

Обыкновенный садизм // Михаил Трофименков о сочувствии к палачам в Холодном расчете Пола Шрейдера

В прокат выходит Холодный расчет Пола Шрейдера с Оскаром Айзеком в роли игрока в покер с темным, кровавым прошлым. Шрейдер, сценарист великого Таксиста, снимает кино о ветеране локальной войны, только в Холодном расчете призывает сочувствовать не солдату, а бывшему палачу

Любовь и яблоки // Ксения Рождественская о Яблоках, фильме о границах памяти

В прокат выходят Яблоки Христоса Нику дебютанта из Греции, бывшего вторым режиссером у Йоргоса Лантимоса. Яблоки сняты в стилистике греческой странной волны и рассказывают о пандемии амнезии, которая охватила мир

Братская могила детства // Кирилл Серебренников о Петровых в гриппе как русском Улиссе

В прокат выходят Петровы в гриппе Кирилла Серебренникова экранизация одноименного романа Алексея Сальникова, которая в этом году представляла Россию в конкурсе Каннского кинофестиваля. Сюжет книги и фильма разворачивается в канун Нового года в Екатеринбурге и строится вокруг семьи Петровых, которые болеют гриппом.

Юность сенсея // Станислав Ф.Ростоцкий о Шан-Чи и легенде десяти колец и о том, как Marvel осваивает боевые искусства

На экранах новый фильм из киновселенной Marvel на этот раз про мастера Шан-Чи, обучавшего Капитана Америку, Росомаху и Человека-паука боевым искусствам. Первый фильм Marvel Studios про героя азиатского происхождения вобрал в себя все основные жанры китайского киномейнстрима от классических уся до ситкомов. А кое в чем даже и превзошел их

Поэма с двумя героинями // Ксения Рождественская о фильме Любови Аркус про Аллу Демидову

С 27 по 31августа в Ивановской области пройдет 15-й Международный кинофестиваль имени Андрея Тарковского Зеркало, на закрытии которого режиссеру и основательнице журнала Сеанс Любови Аркус вручат приз за вклад в киноискусство, а также покажут ее новый фильм Кто тебя победил никто.

Счастливого Рождества, мистер Карвай! // Алексей Васильев о фильме 2046 и его авторе

В летнем кинотеатре Garage Screen показом фильма 2046 завершается ретроспектива Вонга Карвая. Фантастическая мелодрама 2004года, герои которой живут в прошлом и грезят о будущем, оказалась лучшим портретом нулевых времени, которое было навсегда, пока не закончилось

Шестое чувство времени // Станислав Ф. Ростоцкий о новом и очень страшном! фильме М. Найта Шьямалана

В прокате Время М. Найта Шьямалана мистический триллер о тропическом отдыхе, в котором Остаться в живых встречается с кинговскими Лангольерами. И это наконец тот самый фирменный триллер Шьямалана, которого его поклонники отчаялись было ждать

Это фильм, разжигающий ненависть // Как кино Пола Верхувена разделяет критиков и зрителей

Пол Верхувен, чей культовый Основной инстинкт вышел в повторный российский прокат, в свои почти 83года остается едва ли не единственным режиссером, почти каждый фильм которого вызывает и восторг, и гнев публики в равной степени.

Демонтаж аттракционов // Ксения Рождественская о Женщинах, создающих кино документальной энциклопедии кино как чуда

В рамках фестиваля Новая женственность, который проходит в кинотеатре Художественный, состоится единственный показ монтажного фильма Марка Казинса Женщины, создающие кино (из 14-часового проекта будет показана только первая трехчасовая часть).

Биография хаоса // Ксения Рождественская о Заппе Алекса Уинтера

В летнем кинотеатре Garage Screen, а чуть позже в прокате фильм Заппа, биография великого музыканта, снятая его давним фанатом Алексом Уинтером, режиссером культовых Уродов (1993). Фильм, ради которого был оцифрован домашний архив Фрэнка Заппы, должен был показать внутренний мир музыканта, но в результате получился хулиганским и жестким фильмом о свободе и любви

Метафизика топора // Михаил Трофименков о хорроре Цензор и всепобеждающей любви к бэхам

В летний прокат выходит Цензор, рассказывающий о цензуре фильмов категорииБ, развернутой под предлогом борьбы с преступностью в Великобритании середины 1980-х. История о чопорной цензорше, специализирующейся на дешевых фильмах ужасов, позволила дебютантке Прано Бейли-Бонд превратить свой фильм в настоящее признание в любви не только к лучшим образцам жанра, но и к жанру как таковому

Сумбур вместо зрелища // Станислав Ф.Ростоцкий о Пороховом коктейле и грехе начетничества

На экранах Пороховой коктейль, голливудский дебют израильского постановщика Навота Папушадо (Очень плохие парни). Фильм, сделанный с оглядкой на Тарантино и цитирующий мировую киноклассику в диапазоне от Чарли Чаплина до братьев Коэн, получился удивительно безвкусным

Наташа, вставай, мы все поменяли // Станислав Ф.Ростоцкий о Черной Вдове, долгожданной и неидеальной

На экраны вышла Черная Вдова, долгожданный блокбастер Marvel, ждавший выхода с мая 2020-го. Черная Вдова рассказывает историю Наташи Романофф (Скарлетт Йоханссон) и это, пожалуй, самый немарвеловский фильм во вселенной

Лучшее

Актуальное

«Аватар» Джеймса Кэмерона превратится в игру

Пока Джеймс Кэмерон готовится к съемкам продолжения «Аватара», студия Ubisoft в ближайшем будущем предоставит фанатам этой истории возможность увидеть любимых героев в новом воплощении. Студия Ubisoft занялась разработкой видеоигры, основой для которой послужит творение знаменитого режиссера.