Выставки в жилом пространстве, наверное, самый понятный способ показывать искусство, которое в такой ситуации спускается с небес на землю и очеловечивается.
Однако уже довольно давно существуют специальные места, выставки в которых автоматически обретают статус профессиональных, достойных серьезного разговора. Аргументами за такие, считающиеся "нейтральными" площадки служат, с одной стороны, критическая дистанция и научный подход, которые предположительно связаны со словом "музей", и с другой — в случае галерей — включение во "взрослый" мир, круговорот товаров и денег. Что же касается квартирных выставок, то либо считается, что люди просто развлекаются; либо это что-то из советского прошлого, когда некоторым художественным практикам не было места на официальных выставочных площадках, особенно если в них чувствовалась чуждость существующему режиму. Обе эти умаляющие оценки скорее говорят за квартирники, чем против них. В первую очередь туда могут прийти люди, знающие не только о работах художника, но и самого его — друзья и единомышленники. Обстановка предполагает тесный контакт — разговоры, споры, возлияния, драки. Все то же самое возможно в музеях и галереях, но в значительно более редуцированных формах. Что касается закрытости и противопоставления себя какой-то внешней инстанции, то обычно это вынужденный ход: можно выдавить художника с официальных площадок — точно так же можно исключить его из "актуального процесса". Невыносимой жизнь художника может сделать не только авторитарный режим, цензурирующий и терроризирующий его, как это было в 1970-е, но и арт-система в самом "добром и пушистом" демократическом обществе. Когда в 2000-е в московских квартирах создавались новые выставочные пространства, никто не говорил о враждебном государстве. Скорее речь шла о внутрихудожественных историях. . kommersant.ru
2013-6-14 08:00