Виртуозный фокус Эрмлера повторить никто бы не смог, да и не пытался: вернулась эпоха кинозрелищ, а в распоряжение режиссеров поступили все силы Советской армии, авиации и флота. "Третий удар" (Игорь Савченко, 1948) и "Сталинградская битва" (Владимир Петров, 1949) создали жанр батального фильма в мировом масштабе.
В центре действия обосновался Верховный в окружении тех, чьи имена вся страна знала по сводкам Совинформбюро: от Жукова, Василевского и Рокоссовского до Ватутина и Родимцева. Из солдатской массы выделялись отныне несколько "простых" героев. Непременным элементом жанра стали истерики в ставке Гитлера. Стушевавшись при Хрущеве, жанр расцветет при Брежневе. Его главные образцы создаст -- по надежным послевоенным рецептам -- Юрий Озеров: "Освобождение" (1969-1971), "Солдаты свободы" (1977), "Битва за Москву" (1985). Блокбастеры же об отдельных эпизодах войны будут сходить с конвейера: "Блокада" Михаила Ершова (1975-1978), "Дума о Ковпаке" (1973-1976) и "Если враг не сдается" (1982) Тимофея Левчука, "Подвиг Одессы" (1985) Владимира Стрелкова. . kommersant.ru
2016-10-28 08:00