Тотальная циркуляция // Григорий Дурново о концерте трио норвежского саксофониста Фруде Йерштада

Тотальная циркуляция // Григорий Дурново о концерте трио норвежского саксофониста Фруде Йерштада
ФОТО: kommersant.ru

Некоторые долго раскручиваются. Норвежский саксофонист Фруде Йерштад не сильно моложе титанов европейской импровизационной сцены, громко заявивших о себе уже в конце 1960-х.

Он начинал играть примерно в это же время — сначала на трубе, потом переключился на саксофон. Свободная импровизация уже тогда интересовала его, и все же некоторое время он посвятил работе в ритм-энд-блюзовой группе. В 1970-х годах ему посчастливилось пообщаться с патриархами фри-джаза, но когда ему предложили прийти на репетицию к музыкантам, на которых он смотрел снизу вверх, Йерштад испугался и не пришел. По-настоящему фри-джаз он заиграл в 1980-х — впрочем, и эти годы уже становятся в истории джаза давней эпохой. Йерштад сейчас фактически имеет статус джазового дедушки: у тех, кто некоторое время назад играл с ним, глядя на него как на учителя, сегодня появились свои последователи. А когда он обретал этот язык, в Норвегии еще не было традиции свободного джаза, и основными его партнерами были чуть более старшие товарищи из других европейских стран. При этом чуть ли не наибольшее влияние на него оказал недооцененный контрабасист Джонни Дьяни, бежавший в Европу из ЮАР,— тот самый, от участия в репетиции с которым Йерштад ранее со страху уклонился. .

тотальная циркуляция григорий дурново концерте трио норвежского саксофониста фруде

2013-12-6 07:00