
Рецензировать книги, входящие в шорт-листы премий,— вообще-то, занятие неблагодарное и даже немного унизительное. Эти тексты выбраны не тобой, и чаще всего этот список представляется не то чтобы очень умным.
В том смысле, что «умность» в него принципиально не заложена: русские литературные премии (за исключением, возможно, «Национального бестселлера» в последние годы) отличаются аморфностью выбора, полным отсутствием амбиции задавать литературную моду или хотя бы вычленять главную тенденцию. И «Букер» (не станем сейчас занимать место рассуждениями о плачевном состоянии, в котором эта премия в последнее время находится), и — даже больше — «Большая книга» действуют по принципу «что у нас вообще-то имеется, за которое не очень стыдно». И если понимание того, за что стыдно, а за что нет, у автора этих строк и отборщиков «Большой книги» может разниться, то с тем, что в нынешнем коротком списке представлено почти все, что принципиально имеется (фикшн и нонфикшн; написанное мужчинами и написанное женщинами; написанное молодыми и написанное ветеранами, большая форма и малая форма, легко читаемое и довольно сложное; скандальное и совсем нет), нельзя не согласиться. Так что, выходит, обзор этих текстов вполне может служить описанием отечественной литературы за прошедший год. . kommersant.ru
2013-9-14 08:00