
В начале 1913 года двадцатидвухлетний итальянский художник Луиджи Руссоло посетил концерт музыкантов-футуристов в Риме: двухчасовую программу, в которой исполнялась музыка по нынешним временам не очень интересная, но в начале ХХ века способная вызвать у неподготовленных людей истерику,— лишенные всякого намека на мелодию едкие, колкие, быстрые и сверхритмичные композиции в основном для фортепьяно.
Руссоло был так вдохновлен услышанным, что сочинил композитору и организатору того самого римского концерта Франческо Балилле Прателле письмо — впоследствии оно было издано как манифест "Искусство шумов". Сам Прателла за три года до этого написал "Манифест музыкантов-футуристов", в котором призывал своих коллег в числе прочего "выражать музыкальную душу толп, больших промышленных складов, поездов, трансатлантиков, крейсеров, авто и аэро" — то есть воспеть в своих произведениях свершившуюся индустриальную революцию. Теперь Руссоло в своем письме пошел еще дальше — так далеко, как до него не заходил вообще никто. . kommersant.ru
2013-4-12 08:00