Электронная музыка по-прежнему ощущается как что-то ультрасовременное, а между тем у нее есть своя история, причем вполне академичная. Электронику исследовали композиторы-новаторы, в 1966 году в Риме несколько энтузиастов создали ансамбль Musica Elettronica Viva, сочетавший в своей музыке звучание акустических и электронных инструментов.
Среди его основателей были американские композиторы Элвин Каррен, Фредерик Ржевски и Ричард Тейтельбаум, который сейчас приезжает в Москву. Тейтельбаум, ученик Луиджи Ноно, тоже интересовавшегося новыми явлениями в области звуковоспроизведения, активно исследовал возможности синтезатора и пропагандировал их широко за пределами США — именно он привез Moog, первый в мире синтезатор, в Европу. Это был тот самый 1967 год, когда рок обращался не только к экспериментам, но и к академической музыке, когда появились действительно революционные альбомы, заставившие говорить о роке гораздо более серьезно. И конечно, синтезатор Moog сыграл здесь не последнюю роль. Так что кто знает — может быть, история прогрессив-рока пошла бы по-другому, если бы не Тейтельбаум. В его произведениях этих лет присутствует и синтезатор, и подзвученные электроэнцефалограммы, и сердцебиение, и дыхание. Музыка такого рода до сих пор вызывает у многих в лучшем случае удивление и недоумение, в худшем — отторжение, а ведь этим экспериментам уже более сорока лет. Ну и помимо электроники Тейтельбаум заинтересовался другим важнейшим для истории музыки XX века материалом — традиционной музыкой разных народов. В 1970 году он собрал один из первых импровизационных коллективов, основанных на симбиозе музыкальных культур, под названием The World Band. То есть начало так называемой world music, которая сейчас стала общим местом и востребована в среде совсем уж коммерческой, тоже было положено более сорока лет назад. . kommersant.ru
2013-6-21 06:56