
Стоит только отклониться от магистрального маршрута 55-й Венецианской биеннале, то есть от маршрута основной проект — национальные павильоны, сразу оказываешься на какой-нибудь китайской выставке.
Китайских проектов в параллельной программе — чуть ли не треть, и, увы, почти все они плохи. Частью матрешечные, педалирующие местную специфику и экзотику, как целая россыпь выставок в северной части Арсенала. Частью суррогатные, старательно следующие западным образцам, как «ведущий художник Гонконга» Ли Кит с выставкой «Вы (вы)» у входа в Арсенал. Смело можно рекомендовать разве что один проект про трансформации китайского искусства в эпоху глобализации со звучащим несколько колониалистски названием «Culture-Mind-Becoming»: в двух дворцах, палаццо Мора и палаццо Марчелло, показывают серьезных китайских и тайваньских художников вроде Чжан Хуаня, не сувенирных и не подражательных. Впрочем, любая китайская выставка позволяет проникнуть в какое-нибудь труднодоступное место. Если вас занесло, например, на выставку Симона Ма — главным образом, куратора, Акиле Бонито Оливы, ради,— не огорчайтесь: во-первых, это красиво, а во-вторых, это, может быть, единственный шанс попасть внутрь консерватории, откуда обычно отчаянно гонят галдящих туристов. . kommersant.ru
2013-6-28 06:56