Наступает кульминационный момент (один из двух в году) для всего рынка русского искусства. "Русские торги" в Лондоне — неиссякаемый источник информации о покупателях, их настроениях, ценах и трендах, и, главное, источник сенсаций. Сенсация — важная вещь для арт-рынка. Просто хорошо прошедшего аукциона недостаточно для того, чтобы ближайшие полгода рынок оставался в тонусе. Когда-то, лет тридцать-сорок назад, аукционы были местом для дилеров-галеристов: они неспешно покупали вещи, "работали" с ними, показывали на своих выставках, писали о них статьи и потом находили для них покупателя. Теперь покупают коллекционеры и инвесторы (даже если они и не сидят физически в зале), жаждущие получить понравившуюся вещь здесь и сейчас. Это для них аукционные дома наперебой устраивают выставки, пишут огромные эссе о художниках в каталоге, печатают роскошные отфотошопленные иллюстрации. В такой ситуации очень важны заметные, высокого качества произведения — и их громкие продажи. Полгода назад отличным поводом для привлечения внимания стала доаукционная продажа на Sotheby's двух отличных работ бубнововалетцев, Роберта Фалька и Петра Кончаловского, за неоглашенную, но очень крупную сумму. Год назад такой сенсацией была продажа на Bonhams полотна Рериха за $7,9млн. Рекордные цены, прозвучавшие в Лондоне, не то чтобы заметно подтянули рынок русского искусства — он находится в состоянии стабильности (или стагнации — это зависит от того, оптимист дает оценку или пессимист). Однако оживление внесли. Поэтому для всех аукционных домов как никогда важно не потерять интерес покупателей, поддержать его и раздуть в них пламя надежд и желаний. А для этого нужны вещи — настоящие шедевры с прекрасным происхождением. И они будут.
kommersant.ru2014-5-30 08:00