Художник и телевизор // Сергей Гуськов о ретроспективе Кристиана Янковски в Варшаве

Художник и телевизор // Сергей Гуськов о ретроспективе Кристиана Янковски в Варшаве
ФОТО: kommersant.ru

В видео "Охота" художник ходит с луком по супермаркету, поражая стрелами необходимые продукты, а в конце все дисциплинированно оплачивает на кассе. Таким нехитрым разговором о первобытном человеке, сидящем глубоко в человеке….

Там он утвердил само понятие "подсознательного", а тут лишь доказал, что все люди — психи с начала времен. Нельзя сказать, что это прорыв в исследовании древних культур: фактически вся эта книга представляет собой заметки на полях четырехтомного исследования Джеймса Фрэзера "Тотемизм и экзогамия", и я бы, если бы не опасался страшной мести фрейдистов, и фрейдо-феминистов (he or she), честно сказал, что этнография не потеряла бы ничего, если бы великая книга Фрэзера существовала без этих заметок. Нельзя сказать, что "Тотем и табу" оказала решающее значение для проникновения психоанализа в исследование культуры: идеи Карла Юнга о коллективном бессознательном и архетипах, сформулированные в "Метаморфозах и символах либидо" в 1911 году, оказались для культурологии внятнее и продуктивнее. Саму книгу Фрейда можно рассматривать как "наш ответ зарвавшемуся доктору Юнгу", поскольку она писалась после разрыва с Юнгом и в противовес ему. И тем не менее "Тотем и табу" — едва ли не самая известная работа Фрейда, ее читали все, а если не читали, то стараются вытеснить знание об этом обстоятельстве в сферу бессознательного и делают вид, что знают, чего там написано. .

художник телевизор сергей гуськов ретроспективе кристиана янковски варшаве

2013-8-16 08:00