"Нет ничего более отвратительного и тупого в искусстве, чем Голливуд и соцреализм",— заявляет Питер Гринуэй. Но ведь Хичкок — тоже Голливуд, да и авангард порой не так-то просто отделить от соцреализма.
. . "Только не надо мне читать лекций про русский авангард!" — этой фразой Питер Гринуэй отвечает практически на все вопросы. А вопросов в связи с полиэкранной мультимедийной инсталляцией "Золотой век русского авангарда" Питера Гринуэя и Саскии Боддеке возникает много. Почему выбраны именно эти персонажи? Кандинский, Малевич, Родченко, Эйзенштейн, Мейерхольд — предсказуемый и затасканный набор. Почему не выбраны другие, например Хлебников? Правда ли, что "Черный квадрат" Малевича — как смысловой и композиционный центр инсталляции — будет вписан в любовный треугольник "Маяковский и Брики"? И не слишком ли это голливудское решение? Многое в описании героев, набросанном Гринуэем для кастинга русских актеров, поражает глубиной проникновения в предмет. Вот, скажем, о Маяковском: "Красивый, наглый, бабник, популярный поэт — скорее Филип Ларкин, чем Элиот". Или вот о Филонове: "Был главным образом под влиянием французского кубизма или итальянского футуризма. . . Нечто вроде раннесоветского Босха или Брейгеля. . . Умер так же, как и жил — от аскетичного экстремизма, от голода в блокадном Сталинграде". Сталинград, Ленинград — один черт. В целом же история нашего авангарда, судя по гринуэевским наброскам, незатейлива: возник около 1910-го под влиянием французов и итальянцев, закончился под влиянием Сталина в 1932-м, после 1932-го — сплошной соцреализм. "Только не надо мне читать лекций про русский авангард!". kommersant.ru
2014-4-11 06:56