Эдвард Олби

Самое абсурдное слово, которое принято употреблять применительно к пьесам Эдварда Олби,-- это слово "абсурдизм". Причем с какой стороны их ни разглядывай. В них нет ни дырок на месте причинно-следственных связей, ни представления о парадоксальности, абсурдности бытия как такового.

И главное -- в них нет самостоятельности по отношению к окружающему миру, той огнеупорной резистентности к реальности, которой отличается настоящий театр абсурда: про "Годо" Беккета или "Короля Убю" Жарри можно сказать, что они поднадоели, но едва ли -- что они состарились вместе со своим временем. Поскольку историческое время в них изначально отменено. Про пьесы Олби можно со спокойной душой сказать, что они основательно устарели,-- и это в данном случае будет комплиментом. Потому что эти пьесы, в частности, и стали тем мотором, который двигал искусство своего времени. И если, как известно, "до Сезанна французские рощи были похожи на Коро", то человек второй половины XXвека лет 20-25 был похож на персонажа пьесы Эдварда Олби. Легендарные "Что случилось в зоопарке" (1958), "Кто боится Вирджинии Вульф?" (1962) и -- особенно -- "Смерть Бесси Смит" (1959) сегодня читаются просто как ранние образцы документального жанра вербатим. .

эдвард олби

2016-12-18 08:00