Как ни странно, но именно в России на протяжении ХХ века "Пеллеасу и Мелизанде" Дебюсси не везло. Автором пьесы, так пленившей целое созвездие композиторов (помимо Дебюсси были ведь и Форе, и Шенберг, и Сибелиус), был Морис Метерлинк, чье имя благодаря "Синей птице" у нас все узнавали чуть ли не с пеленок; импрессионизм как явление хотя бы на уровне живописи тоже потихоньку привыкли числить своим, родным, да и самого Дебюсси как композиторскую фигуру от публики никогда особенно не прятали: уж как там композитор ни дружил с реакционными символистскими кругами, но и какому-нибудь там товарищу Жданову не приходило в голову разоблачать антинародную сущность Дебюсси.
(В конце концов, тоже почти свой, родной: в молодости служил домашним пианистом у Надежды Филаретовны фон Мекк. ) И все равно в советское время ни один из театров на одной шестой части суши так и не решился поставить "Пеллеаса и Мелизанду" хоть в каком-нибудь виде, и даже до революции, на волне свежего успеха музыки Дебюсси, оперу попытались было поставить только единожды, средствами третьеразрядной труппы (и притом на русском языке). . kommersant.ru
2013-4-13 08:00