Выставкой "Сюнга: секс и удовольствие в японском искусстве" Британский музей восстанавливает историческую справедливость, ведь именно с приходом в Японию англичан национальный жанр эротической гравюры сюнга ("весенняя картинка"), сверхпопулярный и уважаемый (им занимался даже Хокусай), ушел в "подполье", из которого благодаря развитию фотографии уже не выбрался.
Первым человеком, показавшим западному миру сюнгу, был английский купец Джон Сарис, в 1613 году вывезший домой несколько картинок,— его соотечественники пришли в ужас от столь откровенного эротизма и гостинцы были конфискованы таможней. Но, к счастью для японских художников, следующие англичане, которым было дело до сюнги, прибыли в страну только в середине XIX века. Тогда, в угоду дипломатическим интересам, правительство окончательно запретило сюнгу вместе со всей эротической традицией страны — гейши и проститутки ушли в подполье, а цветные гравюры распространялись из-под полы. Самое печальное, что большая часть современного японского общества до сих пор считает сюнгу чем-то пошлым: Урагами Мицуру, один из самых главных коллекционеров и популяризаторов эротической гравюры, в этом году не смог договориться о провидении выставки своей коллекции — ему отказал Национальный музей Токио и музей Mori (выставка в итоге прошла в Гонконге). В Британском музее собраны гравюры за три века существования жанра, и сама выставка обещает стать "началом новой эпохи в изучении эротического искусства Японии" — на ней представлены не только комментарии искусствоведов, но и новейшие переводы текстов, для иллюстрации которых и использовались гравюры. . kommersant.ru
2013-10-4 06:56