Борьба за новизну рядов // Дмитрий Ренанский о фестивале "Шопен и его Европа" в Варшаве

Борьба за новизну рядов // Дмитрий Ренанский о фестивале Шопен и его Европа в Варшаве
ФОТО: kommersant.ru

Для Польши Шопен — еще большее "наше все", чем Пушкин для одной шестой суши: условных Александров Сергеевичей у нас, в конце концов, не так уж и мало, а в стране "фольварков, парков, рощ, могил" классиков национального значения раз-два и обчелся.

Со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями: пиетет и преклонение перед святыней вылились в десятилетиями лелеемые представления об особом пути польского исполнительства, об уникальности и ультимативности национального знания о том, как следует, а как не следует исполнять шопеновскую музыку ("Как играть Шопена" — реальное название весьма популярного на родине композитора катехизиса, написанного одним из ведущих польских пианистов и педагогов) — долгие годы, к слову, остававшиеся поводом для цеховых beaux mots за пределами Польши. Но шутки шутками, а к началу 90-х годов шопенисты-консерваторы доохранялись до вполне себе скандальной ситуации, сложившейся на Шопеновском конкурсе в Варшаве — на одном из самых именитых международных состязаний пианистов 10 лет подряд не могли найти кандидатов, достойных золотых медалей. .

борьба новизну рядов дмитрий ренанский фестивале шопен европа варшаве

2013-8-16 08:00